Клейма MEISSEN
Все изделия марки Meissen имеют свои отличительные специальные знаки - клейма. Они помогают уточнить возраст изделия, его подлинность и дать информацию о создании изделия. Об этом подробнее мы поговорим ниже.
Даже самый мало знающий о фарфоре человек без труда определит приверженность фарфорового изделия к марке Meissen. Их логотип, который представляет собой изображение скрещенных синих кобальтовых мечей, легко узнаваем. Синие мечи уже 300 лет являются бессменным символом мануфактуры. Они были позаимствованы из герба Саксонии. С годами они видоизменялись, и благодаря этому мы можем определить время создания предмета.
Как правило, клеймо наносилось на обратную сторону изделия на дне специальной кобальтовой краской на ещё необожжённый фарфор под глазурь. В современных изделиях клеймо может встречаться на боковой стороне основания изделия. Принцип его нанесения остаётся неизменным.
С 1948 года на изделиях Meissen стали проставлять год создания изделия. Этот знак продавливается еще на мягком необожженном изделии справа от номера мастера. Изначально это были знаки геометрической формы, а с 1980 года – буквенные символы, соответствующие определенному году. С 1999 года ввелись двойные буквенные сочетания.
Номер формы
Для того, чтобы определить модель, каждому изделию приписывается уникальный номер формы, по которой выполняется изделие. Сначала были установлены четырехзначные номера от 1 до 3051. С 1764 года новые модели имели нумерацию, начинаясь с буквы А 1-100 до Z 1-100. С 1851 года добавили номера от А 101-300 до Z 101-300. С 1973 года все изделия имели пятизначный номер до 99999. На некоторых изделиях в номер входили буквы. Как правило, такие номерные обозначения изделий выдавливались еще по мягкому необожженному фарфору на обратной стороне изделия, за редким исключениям на одной из боковых сторон основания.
Рабочий номер мастера по лепке
Каждый работник на мануфактуре Meissen имеет свой персональный номер, включающий до 3-ёх цифр, которые наносятся на необожжённый фарфор по ещё мягкой поверхности. Как правило, с 1948 года этот номер можно увидеть прямо перед символическим обозначением года создания изделия. Если одного работника подменяет другой мастер, номер автоматически к нему переходит. Очень важно понимать, что этот номер не относиться к скульптору, кто создал тот или иной шедевр Майсеновского искусства, он относится непосредственно к исполнителю данной фигуры по существующей форме.
Рабочий номер художника
По аналогии с номером мастера, наносится и номер художника, который расписывал изделие. Арабские цифры до 4-ёх знаков наносятся цветом по глазурованному фарфору.
Номер росписи (код рисунка)
В некоторых случаях на изделии цветом на глазурованной поверхности указывается шестизначный номер. Он может также включать в себя буквы. Этот уникальный номер определяет вид и стиль росписи одних и тех же моделей. Например, «Обезьяний оркестр» существует с номерами росписи 90с300 (старинная роспись с позолотой) и 900300 (цветная роспись с позолотой). На фигурках и скульптурных композициях, как правило, такой код не наносится, однако всегда это обозначение используется на изделиях сервизов.
Знак белого фарфора
Белые глазурованные фигуры мануфактуры, которые не предполагают никакой росписи, обозначаются курсивом ‘Weiß’, продавливаемым на мягкой поверхности фарфора под глазурью.
Такой знак вы найдете на дне изделия под дополнительной торговой маркой скрещенных мечей. Возможна также пометка словом ‘Weiß’ синим цветом, которая наносится подглазурным способом под маркой. Если изделие выпускается в двух вариантах и в росписи и без – то на белом изделии опускается, то есть не наносится, штемпель ‘Weiß’.
Знак Бёттгеровского фарфора
Изделия из красной керамики помечаются штампом ‚Böttgersteinzeug’. С 1919 года это обозначение сохраняется. Торговый знак Meissen в таком случае вдавливается в мягкую фарфоровую массу.
Подпись автора
До 20-ого века было редкостью , чтобы автор изделия подписывал свои изделия. В 1878 Карл Людвиг Графф стал первым, которому позволили поставить свое имя на своём изделии. Эта практика была продолжена и позднее и стала очень часто использоваться в начале 20-ого века. Часто год создания первой модели изделия в таком случае проставлялся рядом с именем или монограммой автора изделия.
Золотой логотип
В качестве дополнительной защиты торговой марки Meissen последние несколько лет на изделия наносится дополнительный символ скрещенных мечей золотой краской.
Знаки заказчика и владельца
Предметы, которые производились на мануфактуре по личным заказам Саксонского двора были отмечены особыми знаками заглавными буквами, прорисованными под глазурью или поверх глазури: K.C.P.C. (Königlich-Churfürstliche Pillnitzer Conditorei – Royal Electoral Pillnitz Confectionary); K.P.C. (Königliche Pillnitzer Conditorei – Royal Pillnitz Confectionary); C.P.C. (Churfürstliche Pillnitzer Conditorei – Electoral Pillnitz); K.P.K. (Königliche Pillnitzer Küche – Royal Pillnitz Kitchen); K.H.C.W. (Königliche Hof Conditorei Warschau – Royal Court Confectionary Warsaw); K.H.K.W. (Königliche Hof Küche Warschau – Royal Court Kitchen Warsaw); K.H.C. (Königliche Hof Conditorei – Royal Court Confectionary); K.H.K. (Königliche Hof Küche – Royal Court Kitchen); C.H.K. (Churfürstliche Hof Küche – Electoral Court Confectionary); C.H.K. (Churfürstliche Hof Küche – Electoral Court Kitchen); K.S.C. (Königliche Silber Cammer – Royal Silver Chamber).
Знаки лимита
Существует 2 вида лимитированных изделий Meissen:
максимальное количество изготовляемых изделий в целом и количество изготовляемых изделий в год.
В первом случае этот лимит будет обозначаться надписью LM (Limited Masterpieces) под скрещенными мечами, порядковым номером изделия и максимальным числом возможного количества (например, «23/50»). Номер пишется золотом поверх глазури.
Во втором случае под клеймом или рядом с ним золотом наносится знак лимита, год выпуска и порядковый номер изделия.
Юбилейные знаки
Различные юбилейные даты, связанные с историей города Meissen и мануфактуры, с именами важных исторических личностей и скульпторов, также отмечались особыми знаками на дне изделия.